ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ТРУД  И ИЗО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каждый ребенок изначально талантлив. Но талант в детском возрасте проявляется по-разному и в разной степени. Одним детям присуще развитое логическое мышление, другим – образное, третьи эмоциональны, ярки в проявлении своих чувств, неустойчивы в поведении. Не потерять дар, предназначенный ребенку природой, развить в нем грани таланта, - в этом заключается, наравне с другими задачами, смысл воспитания и обучения в нашей школе.

Одно из направлений развития творческих способностей ребенка – формирование творческой личности на уроках ИЗО и художественного труда в младших классах. В этом заключается актуальность работы в данном направлении – темы ручного труда как способа развития творческих способностей младших школьников.

Эффективным средством решения данной проблемы в младшем школьном возрасте является творческое развитие детей на уроках ИЗО и художественного труда. Уникальность этих занятий состоит в том, что они:

1) Позволяют активизировать всю учебную деятельность младшего школьника за счет интеграции уроков технологии и русского языка, технологии и математики и др.;

2) Предоставляют детям возможность самореализации, проявления самостоятельности, фантазии, развивают способность к творчеству, способствуют рождению интереса к ручному труду;

3) Помогают гармонизации развития личности.

Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Создавая что-либо собственными руками, учащийся младших классов адаптируется в обществе, делается добрее, гуманнее и бережливее. Технология включает в себя также приобретение и практическое применение теоретических знаний.

 Творчество является постоянным спутником учащихся младшего школьного возраста. Изобразительная деятельность - один из самых интересных видов творческой деятельности данного возрастного периода. В процессе рисования дети развиваются как физически, так и умственно, поскольку функционирование мелкой моторики оказывает прямое влияние на работу мозга. Дети, которые хорошо рисуют, отличаются логичностью в рассуждениях, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Художественно-эстетическое образование – это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты». В настоящее время «художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни»

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» В.А.Сухомлинский.

Однако путь к глубокому пониманию красоты окружающего  мира и искусства лежит только через собственное творчество, развитие практических художественно-эстетических умений, природных задатков и способностей, которые формируются и совершенствуются на уроках изобразительного искусства.

Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.

© 1992 - 2020 АНО ОНШ "Светлана" в Воронеже